С 1 февраля вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), который направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории России.
Закон предусматривает создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, рассчитан на поддержку малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.
Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. Так, частью 6 статьи 9 Закона о торговле участникам торговой деятельности запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров в сеть каких-либо видов вознаграждения.
В договор поставки продовольственных товаров законом также запрещается включать условия о совершении поставщиком действий или услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных методов, навязываемых торговыми сетями контрагентам и создающих дискриминационные условия доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок.
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность или поставки продовольствия в торговые сети, устанавливаются обязанности по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и существенных условиях такого договора.
Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, так как эти действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав других субъектов. При этом срок приведения условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле, составляет 180 дней со дня вступления в силу закона.
Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей, если у торговых сетей доля превышает 25 процентов в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах Москвы или Санкт-Петербурга, в пределах муниципального района и городского округа.
— Указанные ограничения создадут возможности для развития конъюнктуры рынка и торговых сетей по горизонтали. Реализация нормы будет способствовать обеспечению равного доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг розничной торговли и созданию конкурентной среды, — считает начальник управления социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.
С целью реализации данной нормы ФАС России разработала и направила на согласование в Минэкономразвития РФ проект Методики расчета долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети.
Законом о торговле установлены и запреты на определенные действия органов власти и органов местного самоуправления. Это касается необоснованного давления со стороны властных структур.
Как сообщает пресс-служба ведомства, ФАС России разработала предложения по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на обеспечение реализации и применения требований Закона о торговле. После прохождения процедуры согласования ФАС России направит законопроект по внесению изменений в КоАП в Правительство Российской Федерации.
В целом, говорится в пресс-релизе, ФАС России считает, что принятие и реализация Закона о торговле создаст возможности для обеспечения конкурентных условий для участников рынка, снижения цен и повышения качества обслуживания в сфере розничной продажи и производства продовольственных товаров.